С 1 января 2010 года в России на смену государственному регулированию строительной отрасли пришло саморегулирование

Новости законодательства

31 января 2012
Законопроект разработан с целью совершенствования процедуры размещения заказов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог на конкурсной основе.
Согласно проекту размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства предлагается осуществлять не только путем проведения открытых аукционов в электронной форме, но и путем проведения конкурса.
С точки зрения разработчиков законопроекта, введение указанных изменений повысит уровень конкуренции между подрядчиками, в полной мере будет способствовать качественному и своевременному удовлетворению государственных и муниципальных нужд и обеспечит эффективное использование бюджетных средств.
Комитет рассмотрел обращение по вопросу о необходимости получения выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае осуществления капитального ремонта объекта капитального строительства и сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Следовательно, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства без выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующим видам работ не допускается, в случае если такие работы оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 Приказа N 624 утвержденный им Перечень не включает виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Таким образом, сфера действия Перечня поставлена в зависимость от видов объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Часть 17 ст. 51 ГрК РФ увязывает случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, с видами объектов, в отношении которых осуществляются соответствующие работы, либо с видом выполняемых работ на объектах капитального строительства.
Капитальный ремонт объекта капитального строительства по своей природе является видом работ, для которого не требуется получение разрешения на строительство. Следовательно, несмотря на его формальное расположение в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, действие п. 2 Приказа N 624 на него не распространяется.
Таким образом, несмотря на отсутствие необходимости получения разрешения на строительство, осуществление включенных в указанный Перечень работ по капитальному ремонту требует наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случаев выполнения таких работ на объектах, указанных в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Дополнительно сообщаю, что в целях однозначного понимания и применения норм на практике Комитет направил обращение в Минрегион России с просьбой внести соответствующие изменения в Приказ N 624.
 
Председатель Комитета
М.Л.ШАККУМ
 
По материалам сайта www.consultant.ru
Срок проведения Ростехнадзором проверки факта выполнения организацией обязанности по проведению обязательного энергетического обследования своих объектов не должен превышать двадцати рабочих дней
При этом в отношении малого предприятия общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов в год, а в отношении микропредприятия - пятнадцать часов в год.
Ростехнадзором утвержден административный регламент, устанавливающий порядок осуществления им и его территориальными органами контроля и надзора за исполнением обязанности проведения обязательного энергетического обследования в установленные сроки, который кроме сроков проведения проверок устанавливает также, в частности:
порядок информирования всех заинтересованных лиц об этой государственной функции (перечень информации, размещаемой на информационных стендах, обязательность предоставления соответствующей информации по телефону, на личном приеме и по письменным обращениям);
почтовые адреса, номера телефонов и адреса электронной почты центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора;
перечень должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за исполнением указанной обязанности;
порядок проведения и оформления результатов проверок;
порядок осуществления контроля за исполнением ранее выданных предписаний;
порядок ведения документации, связанной с исполнением данной государственной функции;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц, принятых или осуществленных при исполнении данной государственной функции.
30 января 2012
27 января 2012

Госконтракт на выполнение подрядных работ может быть расторгнут по инициативе заказчика в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Президиум ВАС РФ указал, что заказчик по государственному или муниципальному контракту вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор подряда по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик нарушает свои обязательства и явно не окончит работы в срок. Положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в данном случае приоритетными не являются.

10 января 2012 г. на официальном сайте ВАС РФ было размещено Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11 (далее - Постановление) по делу о признании недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

С заявлением в Президиум ВАС РФ обратился подрядчик, который в 2007 г. заключил с государственным заказчиком госконтракт на проектирование и строительство здания. По этому контракту подрядчик должен был к декабрю 2009 г. завершить все работы. В госконтракте содержался пункт, позволяющий заказчику расторгнуть его в одностороннем порядке, если подрядчик в установленные сроки не приступит к выполнению работ, будет выполнять их с нарушением промежуточных сроков на 30 дней и более или нарушит конечный срок выполнения работ.

Подрядчик нарушил конечный срок выполнения работ на три месяца, в связи с чем государственный заказчик отказался от исполнения госконтракта, о чем уведомил подрядчика письмом. После этого подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о признании действий заказчика незаконными, полагая, что госконтракт не может быть расторгнут путем одностороннего волеизъявления государственного заказчика.

Суды всех трех инстанций отказали подрядчику в иске. Свою позицию они мотивировали ссылками на Гражданский кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. А в силу п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.

Суды отклонили ссылку подрядчика на ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Напомним, что согласно этой норме расторжение госконтракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. Суды сочли, что названная норма не регулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения обязательств по госконтракту и не запрещает устанавливать в тексте госконтракта право заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств, когда такая возможность допускается законом.

Коллегия судей ВАС РФ, передавая дело в Президиум, указала, что в практике арбитражных судов встречается и противоположная позиция. В соответствии с ней нормы Закона о размещении заказов признаются специальными по отношению к Гражданскому кодексу РФ, поэтому содержание госконтракта должно в первую очередь соответствовать правилам Закона о размещении заказов и только во вторую - Гражданскому кодексу РФ (Решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-119842/09-132-814, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2010 по делу N А71-17222/2009А и проч.).

Президиум ВАС РФ поддержал первую позицию нижестоящих судов. Постановление суда кассационной инстанции по данному делу было оставлено в силе, а заявление подрядчика - без удовлетворения.

Как указал Президиум ВАС РФ, согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется Закон о размещении заказов. Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако такой закон пока не принят.

При подобных обстоятельствах приоритетное значение в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд остается за нормами Гражданского кодекса РФ. Это означает, что в части, не урегулированной ст. ст. 763 - 767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения §§ 3 или 4 гл. 37 ГК РФ, а затем - общие положения о договоре подряда (§ 1 гл. 37 ГК РФ).

Суды, установив факт ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, обоснованно применили п. 2 ст. 715 ГК РФ и сделали вывод о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу ч. 3 ст. 450 ГК РФ.

Ссылку подрядчика на нормы Закона о размещении заказов Президиум ВАС РФ также отклонил, мотивировав это  следующим образом: данный Закон, согласно своей ч. 1 ст. 1, регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд. Вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд он не затрагивает.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическим обстоятельствами, которые приняты на основании норм права в истолковании, расходящемся с данным Постановлением, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

По материалам сайта www.consultant.ru

26 января 2012
Согласование специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, должно осуществляться в течение 30 календарных дней с момента их поступления в МЧС РФ
В Административном регламенте установлены:
круг заявителей;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
стандарт предоставления государственной услуги (результат, сроки, исчерпывающий перечень необходимых документов);
перечень административных процедур;
порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц.
В приложениях приведены контактная информация МЧС РФ.
Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение от 23.08.2011 и сообщается следующее.
Порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, сообщенный письмом Минрегиона России от 06.12.2010 N 41099-КК/08 (в редакции писем Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08 и от 29.04.2011 N 10753-ВТ/11), распространяется на объекты, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
По объектам, финансируемым без привлечения средств федерального бюджета, размер указанных коэффициентов может устанавливаться главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
И.о. директора Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики
Д.В.БЕЛЯЕВ
По материалам сайта www.consultant.ru
Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования, ежеквартально сообщаемые Минрегионом России, не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы.
Взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены.
И.о. директора Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики
Д.В.БЕЛЯЕВ
По материалам сайта www.consultant.ru
25 января 2012
С 15 февраля 2013 года на единой таможенной территории Таможенного союза устанавливаются единые обязательные для применения и исполнения требования к аппаратам, работающим на газообразном топливе
Комиссией Таможенного союза принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011).
В Техническом регламенте под газоиспользующим оборудованием понимаются:
оборудование, предназначенное для приготовления пищи, отопления и горячего водоснабжения, включая оборудование в составе комбинированных аппаратов;
блочные автоматические горелки и газоиспользующее оборудование с блочными автоматическими горелками;
устройства, предназначенные для встраивания в оборудование, в том числе устройства управления, регулирования и безопасности.
До 15 марта 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
По истечении 6 месяцев после официального опубликования вводятся в действие дополнительные требования к процедуре формирования разделов и приложений декларации безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)
Регламентированы дополнительные требования к содержанию декларации безопасности ГТС, в том числе:
объектов энергетики;
тепловых электростанций при наличии в составе сооружений золошлакоотвалов (шламоотвалов);
строящегося гидротехнического сооружения;
вводимого в эксплуатацию гидротехнического сооружения;
гидротехнического сооружения после реконструкции или капитального ремонта;
гидротехнического сооружения при выводе его из эксплуатации или консервации.
Определен порядок подготовки заключения о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения.
10 января 2012
Реестр объектов топливно-энергетического комплекса формируется и ведется Минэнерго РФ на основании уведомлений, направляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ
Включению в реестр подлежат объекты ТЭК, которым присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта ТЭК.
Реестр ведется по форме, утверждаемой Минэнерго РФ. Реестр формируется и ведется на электронных и бумажных носителях. Определен перечень сведений о категорированных объектах, включаемых в реестр, и содержание уведомлений.
Минэнерго РФ поручено утвердить:
форму реестра объектов ТЭК;
форму уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ о включении объектов ТЭК в реестр, об изменении сведений об объекте ТЭК и об исключении объектов ТЭК из реестра.
Последняя дата изменения страницы: 24 сентября 2017 22:48